|
Учитель - логопед
Мельниченко Светлана Михайловна
Режим работы: пн.-пт. с 14:00 до 17:00
https://nsportal.ru/melnichenko-svetlana-mihaylovna
|
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта не более 25 человек.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.
Речевая готовность ребёнка к школе
На момент поступления в школу ребёнок должен:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- уметь выделить:
- ударный гласный из начала слова (утка);
- выделение согласного из стечения согласных (двор);
- конечный согласный из лёгких слов типа мак;
- конечный гласный ударный (мука);
- выделение согласного из начала слова (рама).
- иметь достаточно развитый активный словарь (называть детёнышей животных, профессии, слова с противоположенным значением);
- практически овладевать грамматически правильной речью:
- правильное употреблений существительных в различных падежах (чем покрыто телокошки? – шерстью);
- образование множественного числа существительных (ухо-уши);
- правильное употребление предлогов: над, под, из-за, из-под;
- правильное согласование прилагательных и существительных (облако какое? – синее,большое), числительных и существительных (одно дерево, два дерева,пять деревьев);
- уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей — воробышек);
- уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный);
5) уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;
6) уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.
Взаимосвязь нарушений речи и успеваемости в обучении.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.
Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:
- пропуск гласных букв в слове;
- пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол);
- перестановка букв в слове (клюква – клювка);
- пропуск слогов (бабочка – бачка);
- искажение слов (клюква – кулва);
- недописывание слов (растёт – растё);
- вставка лишних букв в слово (поют – поеют);
- неумение обозначить мягкость согласных на письме (мяч – мач, коньки – конки);
- неумение согласовать слова в предложении (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.);
- неумение пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.);
- смешение йотированных Я, Ё, Ю, Е (яма – яама);
- смешение звонких и глухих б-п, д-т …., шипящих – свистящих, л-р;
- оптическое смешение букв, сходных по написанию б – д, м – л.
Уважаемые родители, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребёнка грамоте.
Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика — выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой — огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк — его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!
Как научить.
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.
Скачать презентацию с рекомендациями родителям по развитию правильных речевых навыков.
Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
- Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением: посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например:это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно(например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
- Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав. Продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
- Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка.Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.
- Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
- Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной,то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.